Межрегиональная общественная организация охраны хищных птиц и развития соколиной охоты
Вы не вошли.
Страницы 1
Охота с ястребом-перепелятником в Абхазии
Немалый интерес представляют дошедшие до наших дней древние традиции соколиной охоты. Если в России и большинстве Европейских стран соколиная охота знала продолжительные периоды полного забвения, а затем возрождения, по сути, "с нуля", то в ряде регионов она осталась такой же неизменной, как и много веков назад. Это охота с соколами в Аравии и Туркменистане, охота с беркутами в Казахстане и Киргизии, охота с перепелятниками в Грузии и Абхазии. В перечисленных "островах" незыблемости сокольничьих традиций, устоявших в периоды войн, революций и прочих глобальных социальных перестроек и потрясений, можно увидеть веками отшлифованные приемы обучения и охоты с ловчими птицами...
Представляю вниманию поклонников соколиной охоты статью об охоте с перепелятником в Абхазии. Ее автор - Роман Саидович Дбар, сам в свое время отлавливал и содержал перепелятников, охотился с ними на пролетного перепела. Это занятие было в его семье традиционным, то есть, пишет об особенностях использования хищных птиц в этом регионе не просто исследователь, а специалист, "потрогавший все собственными руками".
«Кавказский орнитологический вестник», вып. 4, часть 1, Ставрополь, 1992
ЯСТРЕБ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК (ACCIPITER NISUS) В АБХАЗИИ: ТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, МЕТОДЫ ОТЛОВА И ПРИРУЧЕНИЯ
Р.С. Дбар
Абхазский университет (Сухум)
Традиция использования представителей отряда Falconiformes в качестве ловчих птиц насчитывает около 4 тыс. лет и наибольшее распространение она получила в Средние Века. К настоящему времени ареал этого вида охоты в традиционной форме очень существенно сократился. Абхазия – одна из немногих стран, где эта традиция бытует и по сей день в виде охоты с ястребом-перепелятником (Ассiрiter nisus) на перепела (Coturnix coturnix). В связи с чем немаловажный интерес представляет анализ характера и степени антропогенного воздействия данной традиции на фауну, а также освоение опыта отлова и приручение перепелятника.
Использование перепелятника в Абхазии носит одну весьма характерную особенность – птица содержится в неволе в течение 1,5-2 месяцев в году, в сентябре и октябре, после чего птицы отпускаются, а к новому охотничьему сезону отлавливаются и приручаются новые птицы. Этот вариант охоты с ловчими птицами включает ряд канонизированных традицией приемов, сокращающих время приручения, и эффективные методы отлова ястребов.
Подготовка к охотничьему сезону начинается со второй недели августа, и как правило, с изготовления силков и отлова сорокопута жулана (Lanius collurio). В семьях, хранящих эту традицию, используются различные конструкции ловушек для отлова сорокопута, но в большинстве случаев это устройство из петель конского волоса или клетка обтянутая мелкоячеистой сетью с отверстием сверху в центре. В различных конструкциях в качестве приманки используются прямокрылые насекомые, так для клеток отлавливают сверчков рода Grillus, а для силков из конского волоса крупных самок акрид (Acrida). Встречаются и весьма экзотические методы отлова сорокопута, основанные на подбрасывании под сидящую на ветке птицу насекомого, привязанного ниткой к короткой палочке. После заглатывания приманки нитка запутыавется в ветвях и охотник схватывает сорокопута прежде, чем птица успеет отрыгнуть проглоченного насекомого. Интерес для абхазских охотников представляют исключительно самки, по общему мнению, они более податливы приручению, менее прожорливы и агрессивны, нежели самцы сорокопута жулана. Пойманную птицу привязывают за обе лапки незатягивающимися узлами прочной ниткой к палке длиной до 1,5 метра, при этом, только что пойманную птицу держат на коротком поводке и по мере того, как сорокопут адаптируется к условиям содержания, привязь удлиняют, но максимальная длина ее не превышает 25 см. Сорокопутов кормят акридами, которых привязывают за крылья к палочке на которой сидит птица. Сорокопут, использующийся для отлова ястреба в качестве приманки, обучается охотником для выполнения своей функции. Основная задача охотника научить птицу при легком вращении палки порхать или «играть». Задача эта несложная, так как подобное поведение весьма сходно с поведением птицы в естественных условиях при высматривании добычи в траве. Тренировкой охотник достигает более длительной «игры». В среднем на эту задачу требуется около пяти дней при тренировках 6-7 раз в день. Когда птица готова к дальнейшему этапу охоты ей на глаза приклеиваются смолой выпуклые шоры из кожи, обработанные термически. Шоры ограничивают поле зрения птицы, так что сорокопут видит лишь то, что находится у него под ногами. Эта деталь очень важна во время ловли ястреба, так как сорокопут не должен видеть атакующего его ястреба, в противном случае он неподвижно повисает на своей привязи.
Помимо обученного сорокопута для ловли ястреба требуется сеть специальной конструкции из прочной черной нити с ячейками шириной 5-6 см. Сеть имеет форму равнобедренного треугольника к катетам которой прикреплены легкие ореховые или бамбуковые палки длиной 3,5 метра.
После того, как все атрибуты, необходимые для отлова ястреба готовы, охотник отправляется к месту лова. Типичное место лова располагается на дереве с усеченной вершиной, где устраивается шалаш из зеленых ветвей на настиле из прочных жердей. Оборудованные подобным образом места лова располагаются на путях наиболее интенсивного пролета ястреба перепелятника и используются многими поколениями охотников. При ловле ястребов сеть располагается вертикально перед входом в шалаш, одна из палок прочно крепится веревочной петлей к стойке шалаша. Сеть срабатывает при сбрасывании веревочной петли со стойки. Теперь, как только в пределах видимости появляется ястреб, охотник поднимает над шалашом палку с сидящим на ней сорокопутом и, делая плавные круговые и вращательные движения, вынуждает птицу совершать «игру» перед развернутой сетью. После начала атаки ястреба охотник слегка вращает палку и сорокопут только взмахивает крыльями, сидя на палке. В тот момент, когда ястреб переходит к заключительной фазе атаки – раскрывает крылья и тормозит движение, выбрасывает вперед ноги для схватывания сорокопута, последний резко убирается охотником внутрь шалаша, а ястреб влетает в сеть, образующую глубокий карман, после чего петля сбрасывается со стойки и сеть захлопывается. Ястреба аккуратно вынимают из сети, обращая внимание на сохранность маховых и рулевых перьев, и пеленают в платок. Следует обратить внимание на то, что после завершения отлова ястребов, с сорокопута снимают шоры и выпускают на волю. Пойманный ястреб привязывается прочной веревкой с тремя концами. Два конца веревки привязываются к ногам птицы, а третий к матерчатой лямке, пропущенной через грудь и спину птицы. Лямка обеспечивает равномерность нагрузки на ноги ястреба при неожиданных рывках. Подготовленную таким образом птицу сажают на жердь толщиной 2-3 обхвата ястребиных лап под деревом с густой кроной в людном месте двора. Последнее является весьма обычным для настоящей традиции, так как постоянное присутствие людей, их голоса, кормление собак под сидящим ястребом быстро притупляют инстинкт осторожности.
Интересен и рацион кормления ястребов в этот период. В нем преобладает яичная диета перемежающаяся мясной. Между тем, при любом удобном случае ястреба сажают на руку, разглаживают перья, расхаживают с птицей и участвуют в беседах в компании. Длительность периода приручения зависит от опытности охотника и индивидуальных особенностей птицы, и длится от пяти дней до двух недель. Готовность для первого выхода на охоту определяют по тому, как птица реагирует на живую дичь в руках у охотника. Если ястреб бросается на нее, не обращая внимания на собак, стоящих рядом – птица готова для первого выхода на охоту.
Традиционно в Абхазии, за редким исключением, используют напуск с ладони, что обеспечивает высокую начальную скорость при напуске на дичь. На начальном этапе охоты с ястребом на перепела охотник страхуется от попыток ястреба, не догнавшего дичь, улететь, привязывая к путам птицы льняную веревку длиной до 15 м., один конец которой держит в зубах при напуске. Сама же веревка укладывается «восьмеркой» и надевается на большой палец, что позволяет свободно сматываться, не препятствуя броску. Когда птица начинает активно работать, страховочную веревку укорачивают или вовсе не используют.
Физическое состояние птицы и ее готовность к охоте определяют на основе визуального осмотра и ощупывания зоба и грудной мышцы, кроме того, берется во внимание резкость и сила взмаха крыла. У ловчего ястреба меняется режим кормления и в нем преобладает мясная пища. Это большей частью мелкие воробьиные, реже грызуны.
Манипулировать аппетитом птицы позволяет смешанная яично-мясная диета. Так, например, если охотник собирается на охоту во второй половине дня, то кормит ястреба утром яйцом, сваренным всмятку, а если охота планируется утром следующего дня, то вечером птицу кормят нежирным мясом.
Работающим птицам навешивают бубенцы, которые крепятся на грудь к лямке или на основании центрального рулевого пера, реже, к ногам. Для уменьшения нагрузок на ноги одеваются мягкие и довольно широкие кожаные ремни, которые часто бывают красиво оформлены перфорациями различной формы.
Ко второй половине октября, когда завершается осенний перелет перепела в Абхазии, охотники отпускают ястребов на волю.
Степень негативного антропогенного воздействия данной традиции на фауну поддается лишь приблизительной оценке. Количество ястребов перепелятников, отлавливаемых охотниками, не поддается точному учету, но можно говорить о цифрах, полученных косвенным путем. В зависимости от условий года отлавливается от 300 до 500 птиц. При этом часть птиц (25-30 %) отпускается на волю практически сразу же после отлова, по различным причинам не удовлетворяющих охотников. К ним относятся птицы старших возрастных групп и мелкие самцы непригодные для охоты на перепела. Из птиц же, которые в дальнейшем приручаются и используются на охоте от различных причин (травмы, улетевшие с путами и пр.) погибает от 15 до 20 % ястребов.
Offline
Страницы 1