Межрегиональная общественная организация охраны хищных птиц и развития соколиной охоты
Вы не вошли.
Страницы 1
Судьбы двух чеглоков
История первая.
Было тихое погожее утро 22 августа 2009 года. Мы с товарищем Игорем Ворониным отправились на гнездовой участок соколов чеглоков (Falco subbuteo), чтобы определить пищевой рацион этих хищников, гнездящихся в пригородной зоне Омска.
Эти мелкие сокола принадлежат в равной степени к орнитофагам и энтомофагам, т.е. к хищникам, питающимся другими птицами и насекомыми. По нашим данным, начиная с конца 80-х годов, гнездящиеся пары чеглоков регулярно встречались в парках и на окраинах города Омска, занимая преимущественно старые гнёзда серых ворон и выкармливая своих птенцов полевыми и домовыми воробьями, чёрными стрижами и стрекозами. В нашей «коллекции» окольцованных хищников за двадцать лет наблюдений чеглоков оказалось всего около 20. Этот вид соколов встречается в Омской области гораздо реже, чем, например, обыкновенная пустельга. Неизвестными до сих пор являются многие детали из жизни этих мелких хищников на юге Западной Сибири.
Мы решили заодно проверить одну из линий электропередач, проходящую в районе обитания семьи чеглоков. Под столбами и опорами ЛЭП часто можно обнаружить кормовые остатки от питания хищных птиц, а значит, определить пищевой рацион пернатого хищника. Кроме того, мы давно знали, что именно под этой злополучной ЛЭП часто можно обнаружить убитых электрическим током сорок, серых ворон, грачей и других птиц вплоть до длиннохвостых неясытей.
Три птенца чеглока уже превратились в хорошо летающих слётков, выпрашивающих пищу у родителей. Мы «мониторили» эту семью, начиная с конца июня, когда самка плотно насиживала, а самец регулярно приносил ей корм. Сейчас у слётков и их родителей была горячая пора: птенцам необходимо было научиться азам лётного мастерства, с осторожностью относиться к природным врагам (тетеревятникам, коршунам и воронам), а также самостоятельно добывать себе пищу.
Мы привычно всматривались в густую траву под каждой опорой ЛЭП, стараясь обнаружить остатки пищи чеглоков. И вдруг, о, ужас! Под одним из столбов ЛЭП мы нашли убитого током взрослого чеглока! Судя по состоянию тушки, чеглок погиб около недели назад. В левой лапе погибшей птицы был зажат полусъеденный чёрный стриж, который видимо и послужил дополнительной причиной короткого замыкания. Чеглок оказался взрослым самцом, т.е. отцом данного семейства! Но самым страшным и удивительным одновременно было то, что на его левой цевке красовалось орнитологическое кольцо! Рассмотрев кольцо поближе, я узнал его. Оказалось, этого чеглока мы кольцевали в 2005 году, когда он был ещё пуховым птенцом в гнезде в Парке им. 30-летия Победы почти в центре города Омска. Таким образом, «городской» чеглок почти не изменил своему статусу и гнездился в двух-трёх километрах от городской черты, правда, на северной окраине города Омска. Жаль, что прожить ему было суждено всего 4 года.
Мы с Игорем покидали чеглочиное поле уже с другим настроением, причина которого, думаю, понятна всем. По-другому мы смотрели на летающих за самкой слётков чеглока. В голове была лишь одна мысль: успеют ли слётки до отлёта освоить охотничьи приёмы чтобы выжить в будущей трудной жизни, включая долгий миграционный путь из Сибири в Юго-Восточную Азию или Африку?
В последней декаде августа мы неоднократно приезжали на чеглочиное поле и выпускали пойманных в городе полевых воробьёв для соколков в надежде подкормить их и, заодно, стимулировать к самостоятельной охоте. И действительно, молодые чеглоки иногда ловили выпущенных нами «кормовых» воробьёв. Хотя чаще всего они предпочитали охотиться на стрекоз на высоте деревьев.
В начале сентября чеглочиное поле опустело. А у нас в лаборатории осталась высушенная левая лапка чеглока с кольцом серии IS № 003629.
Сколько ещё редких хищных птиц, сов, врановых, мелких воробьиных птиц может погибнуть на ЛЭП, перегородивших вдоль и поперёк всю нашу страну? Горько и больно об этом думать. И, прежде всего, жаль самих птиц, бессмысленно гибнущих на опасных металлических конструкциях.
История вторая.
30 августа 2006 года в Эколого-биологический Центр города Омска (далее – ЭкоЦентр), принесли раненого молодого сокола чеглока самку 2006 года рождения. И самое главное – на его левой цевке обнаружено орнитологическое кольцо серии МВ № 107623! Конечно, я узнал его. По каталогу удалось установить, что эту птицу пуховым птенцом мы окольцевали 15 июля 2006 года на гнезде в окрестностях села Верблюжье Саргатского района Омской области. Люди, которые принесли подранка в ЭкоЦентр, сообщили, что птицу нашли на трассе в Любинском районе Омской области (южнее Саргатского района на 15 – 20 км), её ударил автомобиль на большой скорости, когда хищница гналась за какой-то птичкой низко над землёй.
К счастью, кисть правого крыла оказалась не перебитой! Был сильный ушиб и возможно закрытый перелом.
После периода реабилитации через две недели чеглок стал неплохо летать в вольере, ловил воробьёв. Мы выпустили его с тем же кольцом, но уже в Омском районе.
P.S. Эти истории интересны прежде всего находками окольцованных птиц. С того времени прошло уже немало лет. Но, к сожалению, ситуация не меняется: и в 2014 году мы опять находим под опасной ЛЭП погибших длиннохвостых неясытей, обыкновенных канюков, грачей, ворон, сорок и даже молодого ворона. По-прежнему люди приносят в ЭкоЦентр сбитых автомобилями ушастых и болотных сов, различных луней и даже обыкновенных канюков!
По результатам учётов численности хищных птиц и сов, проведённых нами в 2013 году, из всех отмеченных представителей семейства соколиных сокол чеглок имеет самые минимальные значения относительной плотности населения (0,02 особи на квадратный километр). За последние три-четыре года его численность в городе Омске и во многих районах области заметно снизилась. Очевидно, что одной из главных причин снижения численности сокола чеглока (Falco subbuteo) является гибель птиц на проводах ЛЭП, а также столкновение с автотранспортом.
Редактировался Константин (04.01.2015 21:12:03)
Offline
Волшебные совы
Один из самых интересных видов среди обитающих у нас сов – длиннохвостая неясыть. В Омской области этот вид в настоящее время является довольно обычным и гнездится, по нашим данным, даже в городских парках.
Охотится длиннохвостая неясыть в основном на мышевидных грызунов, но иногда добывает врановых птиц и белок.
Всякий раз, когда встречаешь сов в природе, удивляешься их необычности. Особенно если эти встречи случаются в сумерках рано утром или поздним вечером. Плавный и бесшумный полёт сов завораживает. Каждая черта в строении пернатых кошек, как их часто называют, говорит об исключительной приспособленности этих птиц к ночной охоте на мышевидных грызунов. Днём большинство сов затаивается, прячась где-нибудь у ствола дерева или на чердаке. Они отдыхают, спят, пережидая неблагоприятное для них время суток. Не нужно подробно объяснять, что может случиться с совой, если вдруг её днём обнаружит стая врановых птиц, которые являются злейшими врагами ночных хищников.
С наступлением сумерек совы преображаются: меняется их внешность, они становятся более активными, начинают охотиться.
Часто вспоминается первое близкое знакомство с длиннохвостой неясытью, которое состоялось, когда мне было 18 лет. Я несколько раз встречал в одной сосновой лесопосадке отдыхающую днём неясыть. Однажды возвращался с полей через эту лесопосадку и опять встретил отдыхающую на суку сосны неясыть. В нагрудном кармане у меня был манный домовый воробей. Я спрятался за кустами, привязал воробья капроновой ниткой и выпустил впереди кустов на полтора метра в траву. Начал дёргать нить. Воробей копошился в траве. И неясыть прилетела! Я внимательно следил за ней и успел вовремя подтянуть воробья ближе к кустам, выпрыгнул и накрыл неясыть своим телом!
Неделю держал в вольере, наблюдал за её поведением. Затем окольцевал и выпустил.
Ещё более интересный случай произошёл во время ловли хищных птиц для кольцевания. Было ясное прохладное утро в конце сентября 1997 года. Я неподвижно сидел на раскладном стуле в сосновой лесопосадке, наблюдал за ловушкой, которая стояла на поле. Находился в «междурядье», между рядами сосен. Пространство слева и справа от меня внутри лесопосадки хорошо просматривалось. Куртка и шапка были камуфляжные, цвета жёлто-бурой листвы, а брюки - обычного тёмного цвета.
Вдруг в стороне слева от меня я увидел такую картину: в лесопосадке низко над землёй, явно охотясь за бегающей по земле белкой, с пня на пень перелетала крупная длиннохвостая неясыть. Белка пробежала мимо меня в 2 – 3-х метрах и удалилась в другой стороне посадки. Сова перелетала за ней, присаживаясь на пни, на высоте всего 0,5 – 1 м, постепенно приближаясь ко мне. Я замер и отвернул лицо чуть вправо. Через секунду произошло чудо: сова вдруг села на моё левое колено! Она видимо приняла его за очередной пень! Мне оставалось только схватить сову свободной правой рукой за цевки!
Вот так получилось, ловил птиц для кольцевания, а одна птица взяла и сама села на меня. Такое бывает лишь раз в жизни. После кольцевания и измерения сова опять очутилась на воле. Наверное, она думала: теперь буду садиться не на каждый «пень»!
После рассказа о случившемся не все мои знакомые поверили мне…
По некоторым данным, одна сова размером с неясыть за год уничтожает около 1000 мышей и полёвок, сберегая тем самым тонну зерна. Так давайте же более внимательно, бережливо и ответственно относиться к таким необычным и волшебным созданиям природы, как совы!
Редактировался Константин (04.01.2015 21:11:24)
Offline
Редактировался Игорь W (19.08.2016 18:48:06)
Offline
Страницы 1